Проблемы с исполнением заказов Amazon FBA

В этом году Fulfillment by Amazon (FBA) трансформировался из сервиса, на который смело могут полагаться продавцы, в сервис, который, как они надеются, Amazon позволит им использовать (если повезет). Его непрозрачный алгоритм работы теперь сам решает, какие товары и в каких количествах могут находиться в «зоне» FBA.

FBA – это программа исполнения заказов, которая позволяет продавцам перекладывать на Amazon вопросы складирования и доставки товаров, плюс вопросы обработки возвратов. Его физический след практически бесконечен – FBA выступает в роли сервиса облачных вычислений, масштабируемого в соответствии с требованиями пользователя за определенную плату. Чем больше продавцы продают на Amazon, тем больше товаров они отправляют в FBA, продолжая платить ту же плату за единицу.

«Эластичность» FBA впервые снизилась в марте, когда компания стала уделять первоочередное внимание складированию медицинских товаров. Для этого Amazon отключили возможность ввоза по программе той продукции, которая не попадала в категории товаров первой необходимости или товаров с самым высоким спросом. Спустя несколько месяцев все товары снова разрешили пересылать по FBA, но для получения некоторых отправлений потребовались недели.

Затем, в июле, компания ввела количественные ограничения для вновь ввозимой продукции и ограничила отдельные категории, основываясь на недавней истории продаж. Как написали представители компании в электронном письме своим продавцам: «Несмотря на то, что сейчас июль, мы готовимся к праздничному сезону уже сейчас – чтобы удовлетворить устойчиво растущий спрос». К концу ноября, чтобы уменьшить давление на сеть FBA, компания начала перенаправлять часть продаж на продавцов, выполняющих заказы самостоятельно. При этом количественные ограничения еще более ужесточились. Поскольку спрос на продукцию в четвертом квартале только увеличился, выросли и ограничения по объему товарного складирования на FBA.

«Я замечаю, что мои лимиты становятся все меньше и меньше каждую неделю. Мои лимиты на складские запасы для некоторых товаров, продающихся по более чем 40 единиц в день, составляют менее 30 дней, при этом чек-ин занимает 50 дней», – пожаловался на ситуацию один из продавцов. «Мы являемся селлером №1 в нашей категории, и мы получаем предупреждение о низком уровне товарных запасов, но на сегодняшний день мы можем отгрузить лишь ~ 500 единиц из-за ограничений», – добавляет другой продавец. «Я продаю около 1060 единиц моего товара в месяц. Несколько недель назад мне разрешили отправить на склад 2000 единиц, а теперь мой максимум – 1300». Имеются и комментарии вроде «Ух ты, мой SKU с лимитом 2000 только ужался до <600».

FBA превратилась из практически бесконечной сети исполнения заказов, позволявшей любому отправлять неограниченное количество продукции, в сеть, где неизвестный алгоритм решает, сколько единиц разрешено складировать отдельному продавцу. И даже в этом случае могут потребоваться недели, чтобы получить товар и подготовить его к продаже. FBA стал сервисом, который фактически устанавливает потолок продаж для продавцов, хотя раньше он позволить им рисковать, запасая товар сверх необходимого в обмен на плату за хранение.

«Я надеялась, что только в декабре заработаю 300 тысяч долларов, но теперь я предполагаю, что в эти праздники мои склады будут пустовать», – отметил один из продавцов.

Вот что сказал другой продавец в разговоре с Энни Палмер на CNBC: «Я планировал заработать полмиллиона только в декабре, а теперь, если честно, я буду раз получить хотя бы $310,000». «Многие продавцы потеряют продажи, на которые они рассчитывали в четвертом квартале, и могут в конечном итоге столкнуться с переизбытком запасов после окончания праздничного сезона, что вряд ли можно считать приятным обстоятельством», – резюмировал другой продавец.

Тем не менее, заметного снижения доступности сервиса Prime среди лидеров продаж пока не наблюдается. Ограничения, коснувшиеся отдельно взятых продавцов, не получили широкого распространения. Кроме того, некоторые продавцы, готовясь к подобному развитию событий, успели заранее перевезти часть своих товарных запасов на склады сторонних операторов, обеспечив, таким образом, стабильный уровень продаж.

Все это неудивительно, учитывая общие темпы роста сектора электронной коммерции и связанные с этим ограничения. «Нам просто не хватает места», – отметил Брайан Олсавски, финансовый директор Amazon, во время отчета по прибыли за второй квартал.

Он добавил, что в 2019 году компания увеличила складские площади своей фулфилмент-сети на 15% и ожидает 50% увеличения в следующем, 2020 году. По словам Карен Вайс из New York Times, в период с января по октябрь Amazon также наняли дополнительно 427300 сотрудников, увеличив штат до более чем 1,2 миллиона человек во всем мире. Несмотря на эти внушительные цифры, этого, похоже, было недостаточно.

Представитель Amazon отметил, что компания «ограничила лимит на складирование собственных розничных заказов, чтобы предоставить больше места продавцам – на самом деле, продавцы, работающие по программе Fulfillment by Amazon, имеют достаточно товарных запасов, чтобы в среднем торговать на 25% дольше по времени, чем наши собственные торговые марки, при этом более 60% продукции в наших центрах исполнения заказов в США поступает именно от сторонних продавцов».

Amazon делает ставку количество продавцов – в компании знают, что истощение товарных запасов любого отдельно взятого селлера существенно не повлияет на общие продажи того или иного товара.

Тем не менее, прошло уже несколько месяцев с момента возобновления нормальной работы FBA, но все больше продавцов принимают стратегическое решение использовать сторонние сервисы для хранения своих товаров или инвестировать в строительство собственного склада. В следующем году FBA снова сможет гарантировать безграничные объемы исполнения заказов, однако в этом году отрасль наглядно ощутила тревожный сигнал – впервые с момента запуска FBA в 2006 году для максимизации продаж на Amazon продавцам пришлось использовать и FBA, и резервные склады.

Предыдущие статьи