Оценочная стоимость компаний-продавцов на Amazon удвоилась

С начала 2020 года оценочная стоимость бизнеса продавцов на Amazon увеличилась вдвое. Тогда на рынке было мало покупателей, и идея продажи бизнеса на Amazon казалась нерациональной. Продавцы были сильно недооценены, зато сейчас рынок исправляет ситуацию.

Согласно исследованию Marketplace Pulse, продавцы частных торговых марок Amazon приобретаются по 4-8-кратным значениям мультипликатора SDE / скорректированного EBDITA, плюс стоит учитывать фактор earn-out (выплата по результатам скупки), который может повысить общую оценку выше 10-кратного значения. В начале 2020 года средние оценки варьировались от 2,5 до 3х кратной величины.

Продавцы на Amazon обычно приобретаются с учетом мультипликатора, кратного показателю SDE (дискреционной прибыли продавца), которая является аналогом скорректированной EBDITA или (в грубом выражении) годовой чистой прибылью компании плюс определенные расходы. Бизнес с доходом в 1 миллион долларов и SDE в размере 250 000 долларов, как правило, может рассчитывать на предложения с гарантированной выплатой в сумму более 1 миллиона долларов (4х-кратный SDE) плюс выплаты по earn-out.

Однако приведенные выше коэффициенты являются лишь поверхностными ориентирами для рынка. Оценка не рассчитывается путем простого умножения SDE на заранее установленный коэффициент. «Структура сделок стала более сложной, и не все предприятия оцениваются одинаково», – отмечает Михал Баумвальд Орон, генеральный директор Fortunet. «Главными дифференцирующими факторами для оценки компаний являются их категория, общая прибыль и ее тенденции, возможности для роста и конкурентное положение».

Помимо этого, при покупке детально обсуждается то, какая сумма будет выплачена сразу, и насколько значительны будут выплаты по earn-out или гарантированным зарплатным выплатам. Продавцы с большим каталогом товаров, ориентированные на быстрый рост любой ценой с целью скорой продажи, получат более низкие оценки. Предприятия с падающей прибылью по-прежнему сложно продать. При этом за фирмы, торгующие всего несколькими товарами и имеющие солидный бренд, значительный доход и хорошую прибыльность, покупатель может заплатить намного больше, чем в среднем по рынку.

Оценочная стоимость компаний-продавцов на Amazon удвоилась
Подпись: значение мультипликаторной стоимости компаний-продавцов на Amazon

Раньше благодаря слабой конкуренции между покупателями многих продавцов можно было быстро скупить по довольно низким мультипликаторным ценам, после чего при помощи базовой оптимизации их можно было «вырастить» и легко окупить вложения. Из-за поднявшихся ценников (отчасти из-за бурного роста индустрии агрегаторов), теперь покупателям приходится прилагать больше усилий для достижения положительного ROI (рентабельность инвестиций), и на это требуется больше времени.

Более высокие оценки также означают, что сегодня ошибки обходятся покупателям дороже, чем вчера. Чтобы правильно оценить приобретаемые компании, они ведут себя более осторожно и вкладывают серьезные деньги в более качественную и комплексную проверку интересующего их бизнеса. По этим причинам приобретения занимают больше времени. К тому же текущие проблемы с глобальной цепочкой поставок также приводят к ситуациям, когда уже согласованные сделки по покупке внезапно срываются.

Для тех, кто создает холдинговые компании, размер мультипликаторов несущественен – эти игроки изначально делают ставку на то, что смогут создать портфель, который в будущем будет стоить на несколько порядков больше. Однако у тех, кто смотрит на этот бизнес с точки зрения альтернативных инвестиций и быстрого получения прибыли, рост мультипликаторов вызывает беспокойство.

Скупка десятков предприятий по цене 2-3х-кратного мультипликатора существенно отличается от приобретений по нынешним 4–8-кратным ценникам – особенно с учетом преобладающих «встречных ветров», таких как сбои в работе глобальных цепочек поставок, влияющих на всю электронную коммерцию. Еще недавно тон игре задавал инвестиционный капитал, однако сегодня стало очевидно, что покупателям приходится в первую очередь решать общие проблемы электронной коммерции и цепочек поставок. Операционные навыки стали иметь гораздо большее значение, чем опыт в слияниях и поглощениях.

Самыми активными покупателями компаний-продавцов на Amazon являются агрегаторы, которые в 2021 году привлекли на эти цели в общей сложности более 11 миллиардов долларов. И, хотя поток капитала, стремящийся к агрегаторам, кажется бесконечным, часть его может преследовать захват рынка, которого больше не существует – рынок, на котором компании оценивались менее чем в 3 величины мультипликатора. Тем не менее, даже если все 11 миллиардов долларов будут потрачены на приобретения (при этом агрегаторы потратят значительную часть средств на технологии, заработную плату и прочие расходы), это составит менее 2% GMV маркетплейса Amazon.

И все же рынок не сбавляет обороты. Будет привлекаться все больше капитала и агрегаторов (и других типов покупателей – агрегаторы, объявляющие о привлечении капитала, привлекают еще сотни частных PE-компаний и прочих инвестиционных фирм). Тем не менее, некоторые агрегаторы уже столкнулись с трудностями – ряд фирм ищут пути полного выхода с рынка, однако покупатели обычно стремятся приобретать лишь их лучшие бренды из портфеля.

Растущие мультипликаторы – это отражение того, насколько сложен оказался рост индустрии за последние два года. Он, вероятно, и дальше продолжит расти, хотя и более медленными темпами.

Предыдущие статьи